Четверг
02.05.2024
15:56
Категории раздела
Для владельцев лошадей. [3]
Интересные статьи о содержании, уходе за лошадьми. Физиологические нормы и показатели.
Интересные статьи [9]
Интересные статья, связанные с лошадьми
Опрос
Какими услугами конных клубов Вы обычно пользуетесь? Можно дать несколько ответов.

Всего ответов: 281
Видео
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конно-туристическая база "Конный Двор"

Каталог статей

Главная » Статьи » Для владельцев лошадей. [ Добавить статью ]

Итак, как завоевывается уважение лошади? - 7 игр
Natural Horsemanship

Уважение лошади завоевывается путем постоянного доказывания лошади своего лидерства. Но прежде, чем придет уважение, необходимо завоевать сердце лошади и ее желание сотрудничества с человеком. Попытки завоевать уважение лошади, которая не хочет находиться рядом с человеком, бессмысленны. Человек часто пытается завоевать расположение лошади сахаром, морковкой и почесыванием в «правильных» местах. Но также часто не рекомендуется давать это все лошади, дабы не испортить. Однако оптимальный вариант – уметь подсластить лошади жизнь так, чтобы она все равно уважала своего человека, а не относилась к нему как к безотказному источнику лакомств.

Для того, чтобы завоевать уважение лошади Парелли предлагает использовать работу с кордой или с длинной веревкой. При этом используются те шесть вещей, которые лошадь умеет делать от природы: двигаться вперед, назад, влево, вправо, вверх и вниз. Важно понять, что она может делать три вещи, перемещаясь в этих шести направлениях:

-убегать от источника дискомфорта, страха или другого раздражителя;
-проявлять в этих шести направлениях свое неуважение;
-уступать в этих шести направлениях.

Надо уметь различать эти типы поведения лошади. Последнее – это как раз действие лошади, продиктованное ее уважением к своему лидеру. Ну и как тут не вспомнить про 7 Игр, которые уже известны всем, кто как-то связан с лошадьми и вовлечен в работу с ними. Эти 7 игр включают и игру на корде. В их основе - принцип неприятного стимула, который можно остановить, изменив неправильное поведение на правильное. Игры расположены в особом порядке, в котором есть своя логика. Не освоив одну игру, невозможно перейти к следующей, т.к. для нее понадобятся способности, которые развивает предыдущая.

1 - Дружелюбная игра.
2 - Дикобразная игра.
3 - Направляющая игра.
4 - Игра Йо-Йо.
5 - Кружащая Игра.
6 - Принимание.
7 - Выжимающая Игра.

Цель Дружелюбной игры - доказать лошади, что Ваши действия не причинят ей вреда, даже при потенциальной возможности сделать это. Содержание игры состоит в создании пугающих ситуаций и доказательство их полной безопасности. Шуршащие пакеты, резкие взмахи руками и даже хлыстом около лошади, прыжки и яркие светлые предметы, трескучие липучки на ногавках и похожие на змею бинты.... Тысячи предметов, просто включите воображение. Все действия должны происходить непринужденно, ритмично и с улыбкой. Ритмичность действий связана с тем, что Вы даете лошади возможности через какое-то время начать предугадывать движение и не бояться его. Можно показать лошади на себе, что, к примеру шумный пакет – это нестрашно. Лошадь должна перестать шарахаться от «страшных» предметом и пугающих ее ситуаций, т.е. обращаться к ее мозгам до тех пор, пока она не поймет, что Вы не хищник, от Вас не исходит угроза, Вы безопасны для нее, так же как и безопасны Ваши действия, предметы, ситуации, связанные с Вами. Постепенно лошадь успокоится. В этой игре корда может помочь. Дело в том, что лошадь должна иметь достаточно пространства для отступления от опасности, пока она считает Ваши действия опасными. При этом корда должна быть длинной. Лучше если это будет длинная веревка, которая позволит лошади отступить, насколько ей потребуется, чтобы почувствовать себя в безопасности, но при этом веревка не должна натягиваться. Тогда лошадь не будет ощущать себя пойманной. Это первая игра из семи, и в нее всегда надо играть в первую очередь, т.к. она придает лошади уверенность и устанавливает равновесие между дружбой и лидерством.

Резюме:

Цель: доказать лошади, что Ваши действия не причинят ей вреда, даже при потенциальной возможности сделать это.
Содержание: создание пугающих ситуаций и доказательство их полной безопасности.
Важное: ритмичность действий и возможность для лошади отступить, расслабленность и непринужденность

Дикообразная игра учит лошадь уступать давлению. Ранее упоминалось, что в природе они «толкаются» друг с другом и уступают давлению друг друга в 6 направлениях. Поэтому признаком уважения лошади можно считать уступки в перечисленных шести направлениях, независимо от того, на земле вы или верхом. Другой тип давления (недоуздок, уздечка, подпруга и др.) лошадь считает ловушкой, и рефлекторно начинает прорываться сквозь него, сопротивляться давлению. Врожденная клаустрофобия заставляет сопротивляться любому давлению и тесному пространству (коневоз – самый яркий пример). Смысл игры в том, что сопротивляясь давлению, лошадь будет постоянно испытывать чувство дискомфорта, т.к. давление должно сопровождать ее постоянно в течение времени, пока она ему сопротивляется, но как только она уступила, давление должно тут же прекратится. Так она поймет, что чувство комфорта (а это одна из главных естественных потребностей лошади) наступает тогда, когда она отодвинулась от источника давления. В этой игре важно запомнить то, о чем говорилось в начале: в естественных группах лошади устанавливают иерархию при помощи выталкивания друг друга, т.е. кто уступил, тот слабее, поэтому вступая в эту игру нельзя сдаваться первым, хотя лошадь непременно будет пытаться выдавить Вас из своего пространство. Уступив давлению и обретя комфортное состояние, лошадь поймет, как избавиться от дискомфорта и при этом научится видеть в Вас доминирующую особь. Некоторым лошадям достаточно легкого надавливания, другие не реагируют до тех пор, пока давление не станет ощутимым. Иногда давления рукой недостаточно, тогда можно взять и надавить камнем или другим безопасным, но чувствительным предметом. Самое главное – вовремя прекратить давление, иначе лошадь не научится понимать смысл игры. Поняв его, лошадь будет уступать даже легкому нажиму пальцев. Необходимо также не забыть похвалить лошадь: как только она уступила – прекращение давления уже будет хорошим поощрением для нее, но дополнительно можно погладить или почесать это место. Худшее, что может быть при установлении доминирования не настоять на своем с помощью физического воздействия, обмануть лошадь, т.к. если она поймет, что в случае невыполнения ею команды, человек все равно не настаивает, значит, она сделает вывод, что она главнее, т.к. может проигнорировать команду. Лошадиный лидер не обманывает, поэтому его уважают. Лошади честны в своих отношениях между собой, поэтому человеку, чтобы завоевать уважение лошади, тоже надо быть честным.
Резюме:
Цель: установить иерархию и научить лошадь уступать давлению, а не убегать от него.
Содержание: давить на лошадь в одном месте до тех пор, пока она не уступит ему.
Важное: не уступать ответному давлению (сопротивлению) со стороны лошади первым и прекращать давление сразу же, как только лошадь уступила.

Научив лошадь уступать давлению, можно начать играть с ней в Направляющую игру. Среди лошадей для этого используется язык жестов. Смысл ее заключается в том, чтобы научить лошадь уступать лошадь жестам и взгляду. Без прикосновения. Игра эта не может опережать дикообразную, т.к. сначала лошадь должна уметь уступать физическому воздействию. Если лошадь сначала не понимает жест, который означает просьбу уступить, можно слегка дотронуться, но постепенно доводить прикосновение только до жеста.
Для направляющей игры тоже можно использовать корду. Чтобы играть в Направляющую Игру, можно попробовать послать лошадь назад, махнув на нее рукой, будто стряхиваешь воду, а затем попросить ее подойти, опустив руку и ласково посмотрев. Указывая рукой на задние ноги можно подвинуть их в сторону (для начала можно воспользоваться кордой и слегка шлепнуть вместо прикосновения руками. Т.е. человек находится на расстоянии от лошади, а корду использует как продолжение руки, как усиление жеста). Указывая на передние ноги или на глаз – можно попросить лошадь подвинуть переднюю половину, переступить передними ногами. Используй корду, чтобы двигать ее, стоя у ее плеча. Когда лошадь сделала правильное движение, обязательно нужно ее похвалить. Высший пилотаж в этой игре – когда лошадь уступает одному лишь напряженному взгляду.
Самое плохое, что может сделать человек в дикообразной и направляющей играх - не настоять на своем с помощью физического воздействия, обмануть лошадь. Если она поймет, что в случае невыполнения ею команды, человек все равно не настаивает, значит, она сделает вывод, что она главнее, т.к. может проигнорировать команду. Лошадиный лидер не обманывает, поэтому его уважают. Лошади честны в своих отношениях между собой, поэтому человеку, чтобы завоевать уважение лошади, тоже надо быть честным.

Резюме

Цель: научить лошадь уступать жесту и взгляду
Содержание: жестами направлять лошадь в различных направлениях.
Важное: не давать лошади игнорировать команду, настаивать на своем до конца, до уступки, не обманывать ее.
 
При помощи четвертой игры Йо-йо лошадь учится подходить и отходить, двигаясь вперед-назад по прямой линии. Многие лошади охотно подходят, но двигаться назад хотят только развернувшись. Но есть и такие, которые легко отходят назад, но не хотят подходить. Вперед назад – это как Йо Йо. Цель игры – научить лошадь одинаково легко как подходить вперед, так и отступать назад.
Для игры понадобится корда. По ней легонько пускается волна, которую надо усиливать до тех пор, пока лошадь не начнет отступать от дискомфорта назад. Естественно, как только лошадь сделала шаг назад, отступила, надо прекратить неприятное воздействие, так она поймет, что поступила правильно. Начинать надо с небольшого количества шагов по мере отработки игры увеличивая их количество. Стремиться надо к тому, чтобы лошадь спокойно отходила на всю длину корды. Чтобы лошадь подошла, не надо тянуть. Она не должна сопротивляться и пытаться избавиться от давления. Достаточно ненавязчиво и ритмично дать лошади понять, что от нее требуется. В конце концов лошадь должна непринужденно отходить от одного взмаха корды и подходить, как только рука с кордой опустилась.

Резюме

Цель: научить лошадь отходить назад и подходить к человеку по прямой от одного жеста рукой.
Содержание: пускать по корде волну и усиливать ее до тех пор, пока лошадь не начнет отступать от дискомфорта. Как только она отступила – убрать раздражитель, это будет для лошади поощрением.
Важное: если лошадь не реагирует, то усиливать волну корды даже если уже дергается недоуздок.

Работа над движением начинается с Кружащей игры. Однако это не только работа над физической составляющей, но и работа над ее эмоциональным и ментальным сбором, т.е. задействованы все три системы. Это похоже на работу на корде, но на самом деле намного сложнее, т.к. от лошади требуется понимание того, что она должна двигаться в одном и том же направление и поддерживать одинаковый темп и ритм до тех, пор пока не получит команду изменить это. Как играть? Для кружащей игры лошадь должна хорошо освоить направляющую игру. Сначала надо встать к ней лицом к лицу, затем при помощи направляющей игры отвернуть переднюю часть лошади в нужном направлении.
Дав знак двигаться, дальше необходимо стоять спокойно, не тревожа ее лишними движениями и не помогая постоянными подсказками. Когда надо поменять направление, можно при помощи направляющей игры повернуть ее задние ноги (предварительно подозвав к себе и встав снова лицом к лицу). Каждый раз, когда лошадь пытается изменить скорость движения или направления, можно использовать йо-йо. Так лошадь поймет, что лучше перемещаться по кругу с постоянной скоростью и ритмом, находясь в большем комфорте, чем переступая взад-вперед.
Минимум в игре - два круга, максимум - четыре. Два круга достаточно, чтобы убедиться в уважении лошади, но после четырех ей становится скучно. Воображение может сделать эту игру интересной для лошади. Неровности на земле, удлинение и укорачивание корды, небольшие препятствия – все может пойти в ход.

Резюме

Цель: научить лошадь самостоятельно поддерживать заданное направление, темп и ритм движения, пока не будет дана команда прекратить.
Содержание: дав команду двигаться, сохранять спокойствие и не подсказывать больше.
Важное: минимум в игре - два круга, максимум – четыре; воображение.

Чем лучше лошадь уступает взад-вперед и в стороны, тем лучше она будет делать все остальное. Игра в Принимание позволяет лошади эмоционально успокоиться, сконцентрироваться и включить умственные способности для обучения, не говоря уже об общей пользе этого упражнения - игры для ее физического развития. Принимание - это сочетание направляющей игры с дикообразной игрой.
На первых порах для этой игры потребуется стена, которая не позволит лошади двигаться вперед, пока она не освоила игру. Понадобится длинная веревка около 4 метров и хлыст. Игра заключается в том, что вдоль короткой стенки поочередно надо отсылать нос и задние ноги. Надо добиться того, чтобы лошадь поняла смысл и постаралась перемещаться вдоль стены одновременно задними и передними ногами – боковое принимание. Принцип такой же как и у простого принимания, т.е. задние ноги не должны опережать голову и наоборот.

Резюме

Цель: научить лошадь ритмично и плавно перемещаться вбок, как влево, так и вправо.
Содержание: поочередно отсылать нос и задние ноги вдоль короткой стенки, добиваясь, чтобы в итоге лошадь перемещалась вбок одновременно передними и задними ногами
Важное: потребуется веревка длиной 4м; выполнять упражнение не больше чем 4 метра подряд.

Седьмая игра, Выжимающая, учить лошадь преодолевать боязнь ограниченных пространств, например, после того, как эта игра усвоена лошадью, она должна спокойно заходить в коневоз. Игра начинается с того, что лошадь должна пройти между партнером-человеком и стенкой. Для начала расстояние должно быть около 4 метров. Но поскольку от природы лошади клаустрофобы, а эта игра направлена на преодоление именно этого врожденного страха, то, может быть сначала придется отойти от стенки еще на большее расстояние. Дальше, когда лошадь стала спокойно проходить в этот проход можно постепенно приближаться к стене, делая проход более узким. В конечном итоге лошадь должна безбоязненно проходить в проход шириной 80-90 см. Важно, чтобы этот проход был сквозным, т.е. лошади ничего не мешало бы проходить туда и обратно, иначе смысл игры теряется. Начинать нужно с выполнения упражнения на шагу, и по мере освоения переходить к рыси и галопу. Высший пилотаж в этой игре – послать лошадь в коневоз, а не заталкивать ее туда.

Резюме

Цель: помочь лошади преодолеть боязнь ограниченного пространства
Содержание: посылать лошадь в проход между собой и стенкой, постепенно сужая его с 4м до 80-90см, начиная с шага и переходя к рыси и галопу.
Важное: проход должен быть сквозным, чтобы лошади ничего не мешало проходить туда и обратно

В каждую из игр нужно играть до тех пор, пока лошадь не станет чувствовать себя уверенно. Главное – не торопить время, сколько бы это ни заняло.

Эти игры крайне полезны при работе с молодой лошадью. Они не причинят вреда неокрепшим мышцам и суставам, неготовым к большим нагрузкам, но разовьют в лошади уважении к тому, кто с ней занимается, воспитают в лошади в ней внимательность, смелость, сообразительность и спокойствие. Кроме этого, способствуют развитию хорошей физической формы. Можно придумывать и свои игры, лошади будет от этого только интереснее, ведь ее общение с человеком не будет однообразным.
Лошадь начинает уважать человека тогда, когда он выполняет четыре своих ответственности перед лошадью, а именно:
- не ведет себя, как хищник
- имеет уверенную независимую посадку, находясь на лошади верхом
- мыслит при помощи лошадиной логики
- пользуется естественной силой концентрации (К. Кастанеда назвал бы это силой намерения).
Этот пункт означает, что если сконцентрироваться на том, к какому результату в конце концов надо прийти и что для этого нужно сделать, то лошадь почувствует эту решительность и станет уважать человека за такое проявление лидерских качеств.
Импульс лошади, как эмоциональный сбор, труднее всего поддается контролю. Считать импульсом просто активное движение лошади вперед часто бывает заблуждением. Хотя импульс – это действительно контролируемое активное движение лошади вперед, производимое задними ногами, все-таки большинство лошадей делают это не находясь в эмоциональном сборе. Возвращаясь чуть назад к трем типам поведения лошади, которое она может продемонстрировать при помощи шести своих естественных движений, в этом случае можно говорить о бегстве от дискомфорта. От природы импульс заложен в лошади, поэтому когда она уважает своего человека и находится в ментальном сборе, то ее внимание сконцентрировано на командах человека, и эмоционально она уравновешенна, а значит можно говорить об эмоциональном сборе. Когда лошадь эмоционально собрана, то она делится своим импульсом с человеком естественным образом. Естественные движения отрабатываются на земле так, чтобы лошадь повторяла их и тогда, когда человек верхом.
Чтобы быть физически гибкой, лошадь сперва должна быть гибкой интеллектуально. Это возможно только при условии того, что человек, воспитывающий ее, сам достаточно гибок для того, чтобы уметь пользоваться общими принципами и придумывать различные решения, адекватные в каждой конкретной ситуации, а не следовать бездумно правилам. Негибкость лошади может проявляться в том, что она неохотно выходит из конюшни, но торопится обратно; позволяет на себе ездить, только когда вокруг все спокойно, но как только возникают какие-то помехи и незнакомые шумы, она полностью отключается от своего всадника и зацикливается только на своем страхе и зажимается, готовясь убежать, если вдруг ей покажется, что опасность слишком велика. Есть еще много других примеров того, как может проявляться негибкость в поведении лошади. Заметив в ней это, необходимо вернуться к самому началу, а именно к работе над ее уважением, т.к. оно лежит в основе импульса и физической гибкости.
Как уже говорилось ранее, в отношении физической гибкости существует два ее типа: гибкость в горизонтальной плоскости (в боку и в шее) и гибкость в вертикальной плоскости. Сгибания в боку и в шее контролируют лошадь, а вертикальное сгибание – это не просто опущенный вниз нос, это концентрация энергии в ее задних ногах. Лошадь должна напоминать согнутый хлыст: чем больше дуга (чем лучше подведены ноги под корпус и округлена спина), тем больше энергии высвободится при освобождении передней части. НО! Если упущены первые две составляющие, при помощи которых лошадь взаимодействует (уважение и импульс), то концентрация энергии делает ее более сильной и в некоторых случаях даже опасной. Чрезвычайно часто можно увидеть лошадей, бегущих с головами, закрученными к груди. Если ее задние ноги достаточно сильны, то она легко может встать на дыбы, скозлить, утащить. Поэтому использование вертикального сгибания без фундамента в виде уважения и импульса в его естественном понимании, может привести к нежелательным последствиям.

(по материалам Сайта компании EquiMagic, автор-переводчик Анна Кособокова.)
Категория: Для владельцев лошадей. | Добавил: Anastasia (15.12.2009)
Просмотров: 5172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]